Методы и средства государственного регулирования рыночнойэкономики

Реализация целей государственного регулирования экономики на практике обеспечивается с помощью различных методов (экономических приемов, форм и способов целесообразного действия). Спектр применяемых методов ГРЭ постоянно расширяется. Реагирование на изменение экономической ситуации должно быть по возможности опережающим. В связи с этим необходимо решение двух задач:

1) нахождение наиболее удачных и разумных комбинаций применяемых методов воздействия, соответствующих специфике регулируемых сфер национальной экономики;

2) учет возможных негативных последствий в сопряженных сферах экономики.

При выборе конкретных методов воздействия очень важно знать сущность и специфику каждого метода, структурную соподчиненность различных методов регулирования, непротиворечивость взаимодействия и т.д.

В зависимости от выбранных критериев возможны разные классификации методов регулирования.

1. По критерию «степень непосредственного воздействия государства на процесс принятия субъектами управленческих решений» различают методы прямого и косвенного воздействия.

Прямые методы государственного регулирования оказывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов, они вынуждают их принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. К косвенным методам можно отнести такие инструменты регулирования, как государственные субсидии, государственное предпринимательство, система государственного управления экономикой.

Косвенные методы предусматривают использование инструментов и форм воздействия государства на частное предпринимательство с точки зрения обеспечения макроэкономических пропорций расширенного производства. Другими словами, при их применении государство лишь создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям государственной экономической политики. К косвенным относят следующие средства воздействия на хозяйственный результат: налоги, штрафы, преференции, квоты, таможенные пошлины, информация.

. По организационно-институциональному критерию принято различать административные и экономические методы ГРЭ.

Административные методы

базируются на силе государственной власти. Совокупность административных методов охватывает регулирующие действия, связанные с обеспечением правовой инфраструктуры, и имеет целью создание правовых условий, наиболее благоприятных для частного сектора. Такие методы используются для обеспечения стабильной юридической обстановки деловой жизни, защиты конкурентной среды, гарантировании права собственности и свободы принятия экономических решений.

Административные методы подразделяются на меры запрета, разрешения и принуждения.

Экономические методы

представляют собой меры государственного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло. Эти меры регулирования связаны или с созданием дополнительного материального стимула, или с опасностью финансового ущерба.

Из экономических мер наиболее часто используются:

~ средства финансовой (бюджетной, фискальной) политики;

~ средства денежно-кредитной политики;

~ прогнозирование, планирование и программирование экономики;

~ воздействие государственного сектора экономики, являющегося самостоятельным комплексным инструментом.

Инструменты или средства служат достижению поставленных экономических целей. Часто они одновременно являются промежуточными целями. Например, повышение народно-хозяйственного спроса путем снижения налогов можно рассматривать как средство и промежуточную цель достижения цели более высокого уровня - увеличения занятости.

Перед использованием конкретных инструментов в процессе государственного регулирования полагается ответить на следующие вопросы:

. Годится ли инструмент для достижения поставленной цели? (Критерий соответствия цели).

. Соответствуют ли затраты целесообразности достижения поставленной цели? (Критерий минимизации затрат).

. Совместимо ли применяемое средство с интересами сохранения и укрепления строя? (Критерий соответствия экономической системе).

Действие инструментов государственной экономической политики часто не ограничивается лишь достижением поставленной цели, но ведет к целому ряду побочных последствий, как положительных, так и отрицательных. Чем дольше и интенсивнее используется экономическое средство, тем больше вероятность и масштабы побочных последствий. Так, повышение народно-хозяйственного спроса способствует увеличению занятости, но может привести к повышению цен. Чем успешнее государство будет увеличивать занятость, тем выше станут показатели инфляции.

Перейти на страницу: 1 2

Меню

Copyright @2021, Psychologyexpert.ru.