Специфика государственного регулирования экономики в России сегодняшнего дня

Под влиянием концепции глобализации мирового хозяйства нередко высказываются мнения о том, что государственные функции в экономике должны неизбежно сужаться. Именно этот подход представлялся самым рациональным и единственно правильным российским инициаторам рыночных трансформаций в начале 1990-х годов. В течение следующего десятилетия активно проводились мероприятия по разгосударствлению национальной экономики.

Несмотря на то, что в конце 20 века уровень затрат на государственные нужды у нас был значительно ниже уровня, характерного для большинства развитых стран (приложение 1), в официальных проектах правительства тех лет продолжали настойчиво выдвигаться задачи дальнейшего снижения соответствующих расходов государственного бюджета с доведением их до 22 - 23% к ВВП, т.е. ниже планки, характерной в среднем для слаборазвитых стран. Это было фактическим отстранением государства от функций управления экономикой и обществом. Дефолт 1998 г. побудил многих в политических кругах впервые всерьез задуматься о правильности избранного пути реформирования. К началу 21 века годовой объем ВВП был в сопоставимых ценах в два раза меньше, чем в предреформенном 1990 г.

С 21 века Россия находится на стадии перехода к новой модели экономического развития, где должно усилиться государственное управление хозяйственными процессами страны.

Система государственного управления экономикой и изменения в ней должны определяться целями и всем содержанием экономической стратегии. Сегодня среди экспертов и политиков нарастает убеждение в необходимости перехода к более работоспособной системе государственного регулирования.

Под влиянием требований времени Министерство экономического развития и торговли РФ при формировании программы социально-экономического развития на 2007-2009 гг. впервые на официальном уровне признало настоятельную необходимость «смены модели экономического развития в сторону усиления факторов инновационного роста, активизации энергосбережения, значительного увеличения инвестиционной активности».

К основным задачам модернизации системы государственного управления экономическим развитием в России относят следующие:

ü отход от преобладания ситуативного регулирования экономических процессов к управлению и регулированию на базе социально-экономической стратегии, отвечающей коренным интересам инновационного развития страны, потребностям всего населения;

ü настройка системы государственного экономического управления на регулирование всего цикла расширенного воспроизводства, начиная с фаз научно-технологической подготовки воспроизводства, органически увязанной с последующими фазами производства, распределения и конечного потребления. Тем самым осуществляется интенсивный переход на инновационный тип экономического развития.

Становится все более очевидным, что без опоры на инновации не удастся одержать победу над экономической и технологической отсталостью страны, повысить ее конкурентоспособность на мировых рынках. Это требует создания условий для опережающего, инновационного развития России.

Малочисленность изготовляемых в России видов конкурентоспособной продукции машиностроения, приборостроения, так же как и продуктов глубокой переработки добываемого в стране углеводородного сырья, удовлетворяющих по показателям качества требования мировых стандартов, служит главным препятствием полноценного проникновения страны на внешние рынки. Исключение составляют отдельные образцы оборонной техники.

Одна из весомых причин наблюдаемой ситуации кроется в недостаточном внимании к поиску эффективных путей решения проблемы повышения инновационной активности со стороны органов государственного управления экономикой. Реальные институты и инструменты государственного регулирования инновационных процессов используются слабо. Также недостаточна направленность бюджетного распределения финансовых ресурсов, федеральных и региональных целевых программ, кредитно-банковской и налоговой системы, государственных преференций на развитие технико-технологического прогресса, производственных и управленческих инноваций. Кроме того, остается невысоким научно-методическое обеспечение государственного управления инновационными процессами в условиях, отражающих специфику функционирования национальной экономики.

Перейти на страницу: 1 2

Меню

Copyright @2021, Psychologyexpert.ru.