Роль государства в развитии туристического комплекса в России

Россия располагает колоссальным природным и культурно-историческим потенциалом для развития различных видов внутреннего туризма. Однако индустрия гостеприимства в нашей стране, несмотря на провозглашаемые приоритеты государственной политики по ее поддержке, продолжает оставаться рисковой и недостаточно развитой отраслью при всевозрастающем спросе на ее услуги. Конкуренция со стороны международного туризма вынуждает российский туристско-рекреационный комплекс искать пути адаптации к новым условиям.

В туристическом комплексе современной России можно выделить три этапа.

Первый этап (1992-2001 гг.). Главная черта этого периода - отсутствие четкой государственной политики развития внутреннего и въездного туризма и, как следствие, старение материально-технической базы рассматриваемого сектора, стагнация инвестиционной активности, монополизация туристского рынка. Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» был принят лишь в 1996 г., а основные положения федеральной целевой программы «Развитие туризма в РФ» не выполнялись.

Недостаточное внимание к проблемам туристического комплекса в первые годы реформ явилось причиной массовой переориентации потребителей с внутреннего на зарубежный туристский рынок. В 1995 г. объемы выездного туризма составили 2607 тыс. поездок, а в 2002 г. - 5044 тыс.

В самом же туристическом комплексе России наблюдалось уменьшение сети коллективных средств размещения и количества обслуживаемых ими туристов. Например, количество санаториев-профилакториев сократилось с 2256 единиц в 1990 г. до 1196 к концу 2000 г., санаторно-курортных организаций и организаций отдыха - с 7431 до 4 876, или на 34,4%.

Второй этап (2002-2005 гг.) можно определить как период бума спроса на рынке туристических услуг, который был связан с преодолением кризисных явлений в российской экономике и повышением уровня жизни населения.

Изменение в 2000 г. порядка государственного финансирования оплаты путевок по линии социального страхования привело к увеличению их стоимости для населения и резкому сокращению пользования санаторно-оздоровительными услугами. Вместе с тем рост доходов и некоторая адаптация населения к новым условиям жизни привели к позитивным переменам на рынке санаторно-оздоровительных услуг. Так, количество обслуженных лиц в санаторно-курортных учреждениях в 2004 г. по сравнению с 2000 г. возросло на 9,4%.

На этом этапе наиболее дорогостоящие гостиницы и пансионаты перешли в совместную российскую и иностранную собственность, а маломощный фонд остался в муниципальном подчинении.

В результате реализации комплекса организационных и экономических мероприятий снизилось влияние нормативно-правовых рисков. В 2002 г. была принята Концепция развития туризма в РФ на период до 2005 г., на основе которой многие региональные органы власти разработали свои туристические программы.

Третий этап (2005-2007 гг.) - это период насыщения потребительского спроса на рынке туристических услуг (приложение 2).

На этом этапе правительством приняты поправки к закону «Об особых экономических зонах РФ» с целью усиления притока инвестиций от частного сектора в наиболее привлекательные для туризма территории. По сути это означало признание государством значимости туристического комплекса в стимулировании экономического роста. Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ) можно рассматривать как важный элемент «институтов развития». В 2006 г. из 28 заявленных было утверждено 7 проектов по созданию ОЭЗ ТРТ. В проекте Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ, представленной в июле 2007 г., туристско-рекреационные зоны рассматриваются в контексте инновационного развития экономики. Они определяются как некие региональные точки экономического роста.

Одним из направлений создания туристско-рекреационных зон является снижение риска инвестиций в предполагаемые будущие рекреационные территории. Обновленный закон должен создать благоприятные условия для частных инвесторов - резидентов ОЭЗ ТРТ. Государство берет на себя обязательства по формированию плана обустройства и оснащения рекреационной территории, а также финансированию транспортной, инженерной и коммунальной инфраструктуры за счет средств федерального и регионального бюджетов.

Второе направление государственной политики связано с необходимостью принятия срочных мер по организационным проблемам туроператорского рынка, защите прав туристов. В 2007 г. вступили в силу изменения, внесенные в туристическое законодательство, по созданию системы страхования туристских рынков. Кроме того, формируется единый федеральный реестр туроператоров. По состоянию на 1 августа 2007 г. количество включенных в него туроператоров только по внутреннему туризму составляет 896 единиц, из которых 22% зарегистрировано в Москве и Санкт-Петербурге. Но в полной мере механизм финансовых гарантий еще не заработал, поэтому оценивать его эффективность рано.

Перейти на страницу: 1 2

Меню

Copyright @2021, Psychologyexpert.ru.